Фантастический рекорд, установленный на торгах
Sotheby's 5 декабря 2007 года, - 57 миллионов долларов за
восьмисантиметровую статуэтку из полированного известняка, требует
некоторых пояснений. Cтатуэтке почти 60 лет, она украшала витрину Бруклинского
музея изящных искусств, представляющего собой одно из лучших
художественных собраний США. Эту маленькую скульптуру многократно
воспроизводили в учебниках по истории искусства, помещая ее рядом с
такими шедеврами как мраморная голова женщины из Урука и статуэтка
козла из Ура.
История львицы темна: считается, что ее нашли в 1931 году в
окрестностях Багдада и продали американскому коллекционеру. Кто нашел,
при каких обстоятельствах - неизвестно. В 1931 году статуэтка оказалась
в собрании антиквара и галериста Джозефа Бруммеля, ученика Огюста
Родена и большого знатока древней и средневековой скульптуры. Бруммель
консультировал многих коллекционеров, в частности Брэдли Мартина.
Алистер Брэдли Мартин, его сын, тоже был известным собирателем. Алистер
Брэдли и его жена Эдит Парк Мартин купили львицу у Бруммеля в 1948 году
и передали ее в качестве долгосрочного займа Бруклинскому музею изящных
искусств. Статуэтка не покидала Соединенные Штаты, но примерно раз в
десять лет владельцы предоставляли ее для выставок в такие уважаемые
собрания, как Музей Фогга в Гарварде и Метрополитен в Нью-Йорке, так
что недостатка в исследователях у львицы не было. Название "Гуэннол"
закрепилось за скульптурой по названию коллекции Мартинов (guennol -
ласточка на валлийском языке).
Несмотря на свои скромные размеры, статуэтка производит
впечатление монументального произведения. Массивная львиная голова
лежит на мускулистом плече, руки-лапы стиснуты под грудью, при этом
торс повернут относительно головы и ног-лап на 90 градусов. Самая
невозможность и предельная напряженность позы притягивают зрителя.
Статуэтку можно и нужно рассматривать со всех сторон. Вероятно, в
древности у львицы был хвост (сзади видны дырочки для крепления).
Существует предположение, что нижняя часть лап была сделана из другого
материала. Отверстия на голове предназначались, скорее всего, для
шнурка, на котором статуэтку подвешивали, чтобы носить на шее.
| Фото Sotheby's |
Мастер, изготовивший львицу, судя по всему, жил на территории
современного Ирана, где в древности существовало государство Элам
(примерно 2700-600 годы до нашей эры). Львица была изваяна в
протоэламскую эпоху - около 3000-2800 годов до нашей эры. Ближайших
"родственников" у нее около десятка.Однако знакомство с этими предметами не может подготовить зрителя к
экстраординарности "Львицы Гуэннола". Аналогов этому произведению
искусства не существует, во всяком случае, пока. Возможно, кому-то из
археологов будущего повезет.
Насколько можно судить, львицу никогда не датировали
физическими методами: фигурка слишком мала, чтобы от нее можно было без
ущерба отпилить кусочек. Все выводы относительно ее происхождения
сделаны на основании аналогий. В принципе, это могло бы отпугнуть
осторожных покупателей, но репутация предмета из собрания Мартинов
считается безупречной. Новый владелец статуэтки, судя по отчету
агентства Bloomberg, присутствовал на торгах Sotheby's лично. Он
представился археологом, но больше никаких подробностей о себе не
сообщил. Что это за таинственный ученый, который выложил сумму, втрое
превышающую оценку аукционистов - 57 миллионов против 18-20, такая же
загадка, как и обстоятельства находки львицы. Дальнейшая судьба "Львицы
Гуэннола" пока не известна, и для зрителей статуэтка, по крайней мере,
на время потеряна.
lenta.ru
|