Солнечный автомобиль Solartaxi
построила международная команда техников и инженеров во главе со
швейцарцем Луи Палмером, изобретателем, путешественником
и преподавателем, на средства кучи спонсоров и при участии ряда
промышленных компаний.
Палмер должен был стартовать из Люцерна. За 15
месяцев швейцарская команда намерена преодолеть 50 тысяч километров,
пройдя через 50 стран на пяти континентах. Хотя океаны авто будет
преодолевать отнюдь не своим ходом (на борту судна), на суше небольшой
автомобиль будет полностью полагаться на свои силы и на солнечный свет. Примечательно, что сам швейцарский солнцемобиль солнечными батареями
похвастать не может. Те, что можно было бы поставить на его крыше (в
теории), оказались бы недостаточно производительными, потому
изобретатели пошли на хитрость: небольшой трёхколёсный электромобиль,
каковым является Solartaxi, буксирует за собой лёгкий прицеп
с солнечной батареей. Её площадь равна 6 квадратным метрам. Эта панель и вырабатывает электричество, которого достаточно для преодоления 100 километров в день (в ясную погоду, конечно).
Энергия эта накапливается в аккумуляторах типа ZEBRA (натрий-никель-хлоридные), так что ни тучи, ни ушедшее «поспать» Солнце не должны остановить машину.
Этот тип батарей (а в данном проекте использована модель, выпускаемая швейцарской компанией MES DEA)
энтузиасты нередко ставят на мелкосерийные электромобили, поскольку
ZEBRA отличают неплохие удельные показатели (90 ватт-часов на килограмм
и 150 ватт на килограмм).
Конечно, для кругосветного путешествия
100-километрового дневного пробега явно недостаточно. Но тут у команды
Solartaxi нашлась ещё одна светлая идея.
Если требуется проехать больше сотни километров,
недостающую энергию машинка будет забирать из электрической сети, в той
стране, в которой будет находиться в тот или иной период гонки. У команды Solartaxi есть небольшая солнечная
электростанция — приличные по площади солнечные батареи на крыше одного
из домов в Берне. Выработанную этой солнечной крышей энергию
команда продаёт в швейцарскую энергосеть, а на вырученные средства
намерена покупать электричество в тех странах, через которые пройдёт
автопробег. Таким образом команда словно пересылает сама себе
«солнечную энергию почтой», не увеличивая общие выбросы парниковых
газов на планете и не способствуя пресловутому глобальному потеплению. В оснащение авто входит спутниковая навигация, выход в Интернет (в машине есть две вебкамеры), бортовой компьютер, MP3-плеер.
одной из самых занятных придумок стало управление —
рулевое колесо и педали легко переезжают от одного борта к другому, так
что машина может мгновенно превращаться из лево— в праворульную,
в зависимости от страны пребывания.
Команда сообщает, что пробег Solartaxi на одной
зарядке составляет (при скорости 50 километров в час) 200 километров,
без прицепа и с одной батареей; и 350 километров — с прицепом и двумя
батареями на борту.
20-сильный электромотор способен разогнать это диковинное сооружение до 90 километров в час.
Устроители необычного пробега пишут, что всего
9 квадратных метров солнечных батарей на крыше дома способны обеспечить
такой маленький автомобильчик, как этот энергией, достаточной для
пробега в 15 тысяч километров в год. И, мол, если бы все авто в мире
снабжались энергией таким способом — они совсем перестали бы
выбрасывать всяческую отраву в атмосферу.Швейцарцы удаляют из солнцемобиля самую громоздкую
часть — солнечную батарею, отправив её в «ссылку» — в прицеп, и тем
самым добавив такому авто гибкости (в коротких поездках прицеп можно
оставить дома), а значит — чуть больше практичности.
www.autosphere.ru
|