В этом году куратором выставки "Арх-Москва", которая проходила с 30 мая по 3 июня в Центральном доме художника, стал голландец Барт Голдхорн, давний и искренне заинтересованный наблюдатель отечественного архитектурного процесса, подчас и доброжелательный «варяг», берущий на себя труд объяснять, как же достигается вожделенный порядок. В качестве темы фестиваля куратор назвал «городское пространство» — пояснив, соответственно, что хоть архитектурными шедеврами Москва обильна, окружающее их пространство города по-прежнему выглядит жалким «неудачливым спутником», с чем нужно как-то работать. Поэтому, например, самая элитарная часть экспозиции «Арх-Москвы», «Арх-каталог», в этот раз демонстрировала не столько некий набор примечательных работ примечательных архитекторов, столько то, насколько эти самые работы изменили к лучшему среду города. Может быть, в русле этой темы находится то обстоятельство, что и сама «Арх-Москва» в этом году впервые выйдет за пределы ЦДХ в то самое городское пространство. Дополнительными площадками фестиваля стали не только уже более-менее «обжитые» арт-проектами «Красный Октябрь», «АРТСтрелка», Музей архитектуры и галерея Artplay, но и скверы, площади, улицы и парки. Диапазон имеющихся в виду мероприятий широк: выставки, презентации, инсталляции, экскурсии и даже пикники. И — совсем уж уникум — кинопоказ: в ЦДХ показали кинопрограмму, составленную при помощи фондов Музея кино и фиксирующую развитие в XX веке пяти столичных городов (Москва, Париж, Берлин, Гамбург, Токио). Все это, впрочем, совсем не отменяет традиционного формата «Арх-Москвы», в котором одну из видных ролей играли заграничные архитектурно-дизайнерские звезды, приглашаемые в Москву читать лекции. Звезд в этом году будет много, и в значительной части это персоны хорошо у нас известные, чтобы не сказать легендарные. Например, итальянский дизайнер Гаэтано Пеше, французский архитектор Жан Нувель. Едва ли не самой интригующей среди приглашенных звезд (правда, в основном благодаря своему происхождению) смотрится немецкий архитектор Альберт Шпеер - и имя, и фамилию герр Шпеер-младший унаследовал от своего родного отца, главного архитектора (а заодно и министра вооружений) Третьего рейха. Что ничуть не помешало ему сделать чинную и добропорядочную карьеру: его франкфуртское бюро числится среди наиболее уважаемых в Германии. Да и не только в Германии — именно оно, например, проектировало олимпийский комплекс в Пекине. Ну и отечественным звездам — еще одна патентованная особенность «Арх-Москвы» — создан режим максимального благоприятствования. Юрий Григорян и его бюро «Проект „Меганом“», лауреат прошлого года, получат и отдельную экспозицию, и пункт в лекционном расписании, а Союз московских архитекторов в рамках фестиваля еще раз отчитается о своем конкурсе «Золотое сечение». www.obstanovka.com
|