Многие годы ведутся раскопки в одном из самых
значимых культурных центров мира – в Иерусалиме, по праву считающемуся городом
трех религий. Иерусалим, пропустивший через себя большое количество культур, и
по сей день хранит в своих подземельях неоткрытые тайны. Тысячи
паломников и туристов посещают древние развалины и туннели под ними. Несколько
лет назад у архитекторов зародилась идея создать в древнем туннеле у Западной
Стены (Стены Плача*), открытом археологами в позапрошлом веке, но освобожденном
от камней сравнительно недавно, экспозицию, которая смогла бы отразить
многовековую историю этого священного места. Воплотить в жизнь идею объединения
поколений, показать связь времен предстояло известному дизайнеру, мастеру по
стеклу Джереми Лангфорду.
Философия стекла Лангфорда
Джереми Лангфорд – всемирно признанный дизайнер,
художник по стеклу, скульптор, ведущий исполнитель дизайнерских работ со
стеклом в Израиле, работу в котором он сочетает с продвижением «стеклянной
философии» по всему свету. Джереми является главой Langford Art Glass Studio,
базирующейся в Израиле. Лангфорда называют королем стекла. Стеклянные шедевры
Лангфорда демонстрируются во всем мире. Самые наглядные его работы можно
увидеть в здании Верховного суда в Иерусалиме, в резиденции президента Израиля,
в музее Памяти жертв Холокоста, университете Бар-Илан, в Башне Давида,
аэропорте Бен-Гурион, в Британском Музее в Лондоне. Он работает в различных городах США. Проекты мастера включают
монументальные скульптуры в «Trump International Towers» в Sunny Isles Beach, во Флориде, оформление гостиницы в Майами, работы на Беверли Хилз в Калифорнии. Очень известен он
и в Европе как британский и израильский дизайнер.
Элегантность плавных линий, равновесие в
структурных композициях, совмещенные с интеллектуальностью, религиозной
духовностью и красочным представлением, делают работы Лангфорда
неповторимыми. О своем шедевре «Wedding in Meron» («Свадьба в Мероне») дизайнер
сказал: «В этой панели 96 различных цветов. Старинное стекло позволяет
невероятный диапазон выражения. Я чувствую стекло, оно готово принять любую
форму и любой цвет».
Работа для одного из больших офисов в Тель-Авиве:
«Kahuna» («Важная персона») – стол, созданный из слоев стеклянных
пластин. Его длина 4,5
метра, вес 7000 кг. Плавно изогнутая линия стола
напоминает волну. «Я хотел представить, как будет выглядеть столб воды, если
его разрезать медленно и плавно», – говорит об этой работе автор.
Свою идею объединить море, воздух, землю мастер
воплотил в одной из галерей в Тель-Авиве, построив стеклянную стену высотой 2,2 метра и длиной 10 метров. Название
работы «When Anthony arrived» («Когда прибыл Антоний»).
Работа «Magellan» («Магеллан»): круглое окно для
помещения юридического офиса: имеет 20 мм толщины (с учетом рисунка). На окне
методом резьбы выполнено развернутое изображение земной карты.
Перетекание образов отражено в работе ручной раскраски «Morphing again»
(Перетекание) – стеклянной крыше в форме усеченной пирамиды.
Вдохновленный работой художника из Голландии, Лангфорд создал
изумительной красоты стеклянную композицию «Cassandra on Mars», которая
оформляет помещение одного из общественных зданий. Центр композиции – полая
колонна из спеченных в монолит стеклянных цветных пластин. Сверху к центру
колонны спускается люстра, напоминающая хвост взлетающей ракеты. Это
грандиозное сооружение имеет несколько метров в высоту.
Его работы со стеклом совершенны. Сфера приложения
таланта широка: огромные тематические разноцветные витражи, мини-фрески на
цветном стекле, маленькие подарочные фигурки и монументальные композиции,
выполненные более чем тридцатью технологическими способами, каждый из которых
являются новаторским.
Израильский дизайнер из Лондона
Родился
Лангфорд в Лондоне в 1956 году.В 13 лет его перевезли из Англии в
Австралию, в Мельбурн. Там он начал интересоваться стеклом и даже пытался
плавить бутылки в старых керамических печах. Сам Джереми говорит о тех годах,
что он очень стремился в Англию, и, как только сдал школьные экзамены, сразу
собрал чемоданы и вернулся. В 18 лет ему повстречался специалист в области
стекольных технологий, и юноша стал брать у него уроки, получая базовое
образование в этой области. В то же время он изучал натуропатию, гомеопатию и
науку о мистике – Каббалу. Однажды, будучи в Израиле, юный Джереми нашел
огромный песчаник, обрамляющий цветное стекло. Возраст находки относился еще ко
времени правления римлян. Глыба песчаника была очень большой, и ему пришлось
немало потрудиться, чтобы разделить ее на части и перенести к себе домой. По
словам мастера, такую красоту он не встречал больше никогда, и эта находка
только укрепила в нем желание заниматься стеклом.
Завершив
классическое образование в Лондоне, юноша отправился в Южную Америку с мешком
инструментов за спиной. 70-е были годами, когда процветали ранчо, и богачи
заказывали себе на потеху стеклянные украшения для дома. Джереми находил
любителей стекла в барах, где проводил немало времени в поисках заказчиков.
После возвращения на родину из путешествия по американскому континенту, которое
сам Лангфорд называет очень долгим, он начинает курсировать между Англией и
Израилем, изучая мистическую науку Каббалу. Благодаря этому увлечению, он
знакомится с будущей женой Яэль Итах, специалистом в области квантовой химии.
Сегодня у них уже пятеро детей, и Яэль поддерживает мужа во всем. Используя
свой обширный опыт в области химии, она даже помогла мастеру открыть новый
метод окрашивания стекла.
Они построили свой дом на границе Тель-Авива и
Бней-Брака*, «черном поясе Рамат-Гана*» - по определению мастера. Студия
«Langford Art Glass Studio» находится неподалеку – в промышленной части
Бней-Брака . Она заполнена стеклянными скульптурами, витражами и художественным
стеклом со всего мира.
Рождение света в темном туннеле времени
В
2002 году архитектор Элиав Нахлиэли предложил мастеру оформить туннель в
районе Западной Стены в Иерусалиме. Создание экспозиции в месте, насчитывающем
3000-летнюю историю, ложилась огромной ответственностью на плечи дизайнера. И в
то же время, по словам Лангфорда, это была его величайшая мечта – работать в
центре одного из самых мистических мест человеческой цивилизации. И хотя
на счету мастера сотни стеклянных произведений, это стало его самой
значительной работой.
Древние
туннелипод Стеной Плача были
созданы для подвода воды в Иерусалим царем Хизкиягу (VIII в. до н.э.) на случай
нападенияассирийцев. Манускрипты
повествуют, что царь Давид завоевал Иерусалим, пройдя со своим войском по этим
туннелям, а потом ходил на молитву из своего дворца на Храмовую гору. Потом
место это оказалось забыто и потеряно, пока древние переходыне были открытыбританцами Чарльзом Вильсоном и Чарльзам
Ворреном,и их находка окончательно
подтвердила библейский текст, упоминающий это место. Туннель начинается у
Западной стены и заканчивается наулице
Виа Долороза в Христианском квартале Старого города. В некоторых местах высота
тоннеля достигает 4-х метров. Каменный подземный проходтянется более чем полкилометра – 533 метра.
Некоторые камни имеют вес 600 тонн и размер 13-16 метров Узкие коридоры
соединяют помещения, которые служили водохранилищем, жилыми комнатами или имели
другое назначение в разные исторические эпохи. Именно в этих помещениях и
планировалось разместить экспозицию «Связь поколений».
Задача
стояла грандиозная: экспозиция должна была охватить весь огромный исторический
опыт народа – от патриархов до наших дней. В нескольких композициях мастеру
предстояло передать основные вехи – становление, развитие, рассеяние по миру,
Холокост, восстановление и надежда на лучшее.
Библия
запрещает иудеям создавать изображения людей, поэтому было принято
решение работать с абстрактными фигурами. Лангфорда это не пугало: он считает,
что абстракция – язык, который понятен всем. Ему нужно было создать образ
соприкосновения древнейшей истории и современности.
Для
отражения этого образа, по мнению создателя проекта, стекло подходило как
нельзя лучше. Этот материал был выбран из-за своей универсальности и
эстетических качеств. Стекло имеет замечательное свойство – пропускать и
преломлять свет, создавая при подсветке в глухом закрытом туннеле неожиданное
ощущение мощного воздушного потока или слабо мерцающих эфемерных фигур. Игра
света передает таинственность места. Помимо этого, сыграла роль и
символичность. Обычный песок превращается в один из самых красивых и
разносторонних материалов под давлением и прессованием. Так и цивилизация
рождается через страдания и лишения, считает автор. Боль может стать толчком к
внутренней трансформации. С другой стороны, стекло – метафора
преобразования и надежды. Прозрачность и лучистость стеклянных фигур –
призыв никогда не отчаиваться, смотреть в будущее и мечтать.
На
создание композиций потребовалось более 150 тонн стекла, три года производства
и восемь месяцев работы на местах до полного завершения. «Мы, вероятно, могли
бы сделать это быстрее, но постоянно получали задержки из-за археологических
раскопок», - говорит Лангфорд. Чтобы разместить скульптуры в древнем туннеле,
необходимо было изготавливать их на прямо месте из-за огромных размеров – самая
большая из фигур «Томление по Сиону» составила 9 метров в высоту и весит
15 тонн.
Символ непрерывности поколений
Чтобы
достичь гармонии в соединении древней архитектуры и современного искусства
Лангфорд, по его собственным словам, представил себе комнаты экспозиции
холстом, на который он должен был нанести «краску культуры» и создать тем самым
еще один слой в многовековой истории.
Символом
народа и связи времен дизайнер выбрал стеклянную колонну, которая стала базовой
фигурой каждой композиционной группы. Четкие границы колонн вместе с
неопределенностью и зыбкостью, устремление ввысь, хрупкость, но, вместе с тем,
мощь огромных сооружений – все это служит олицетворением замысла архитекторовв отражении судьбы народа и его
предназначения.Пласты веков автор
передалв многослойности всех сооружений
– каждая стеклянная фигура создана из тысяч стеклянных пластинок из флоат-стекла
, наложенных друг на друга. На колоннах вырезаны буквы на иврите. Буквы,
подсвеченные светом, играют с тенью и складываются в имена от патриархов,
духовных лидеров, героев, жертв геноцида допростых людей.Основа каждого
народа – это, прежде всего, люди. Их имена, нанесенные на монументальные
колонны по вертикали, демонстрируют неразрывную связь прошлого человеческой
цивилизации и его настоящего.
Первая композиция проекта «Patriarchs» (Патриархи) встречает посетителей выстроившимися в ряд
колоннами с именами праотцев. Онасимволизирует времена Авраама.
Потом
следует переход к Иерусалимскому храму, время жизни народа под его сеньюолицетворяет стеклянная группа под названием
"Anationinitsland» (Народ на земле) – единая симметричная композиция, в
центре которой самая высокая фигура, символизирующая Храм.
Рассеяние по
миру, потерю своего дома дизайнервыразил в одиночных фигурах разного размера и формы, расположенных в
отдалении друг от друга. Создается ощущение, что свет исходит от них, но он не
объединяется в единый поток - каждая фигура обособлена - «TheDestruction» (Разрушение).
Самая
грандиозная композиция «Yearning» (Томление по Сиону) устанавливалась в
помещении 17-метровой высоты. Во времена римлян оно служило отхожим местом.
Поскольку во время строительства в исторических местах всегда работают
археологи, перед началом крепежных работ в этом помещении проводились
археологические раскопки, которые принесли немало сюрпризов: открылась кладка
Храма эпохи царя Соломона и сохранившаяся миква – место умывания иудеев. Таким
образом, огромный стеклянный столб связал исторический промежуток величиной в
2000 лет. Его вершина поднимается к слою времен крестоносцев и мамлюков, а
снизу упирается в постройки времен Второго Храма.
Следующая
комната с фигурами: световой поток прожекторов, освещающих композицию и туннель,
направлен таким образом, что кажется, будто свет исходит из глубины прозрачной
конструкции, как будто колонны тлеют в слабом зеленоватом свете. Эта композиция
переносит зрителя в современную эпоху и служит памятником жертвам
Холокоста – «Holocaust”. Символом страшного времени стала группа из нескольких огромных колонн. Они выглядят недостроенными или разбитыми
– фигуры как бы прошли процесс разрушения.
Но время
небезнадежно – следующая экспозиция «Redemption» (Спасение)
символизирует новое строительство, возрождение из разрухи. Возрождение,
которое до сих пор не завершено, его продолжение – в человеческих руках.
Постамент с написанными на нем именами служит основанием для объединенных
колонн, тянущихся ввысь. Потоки света, проходящие через стеклянные столбы,
устремляются вверх, создавая ощущение мощного энергетического потока,
проходящего сквозь время.
Последняя комната«Thehalloflight» (Зал света) отражает основную идею всей
композиции – надежду на будущее. Источники света расположены в полу комнаты и в
ее сводах. Лучи бьют навстречу друг другу,и создается ощущение, что свет пробился сквозь толщу камня.
По мнению Лангфорда, вся структура этого места,
сформированная на протяжении тысячелетий, объединенная с прозрачной, насыщенной
светом конструкцией, создает настоящее искусство в пространстве и времени.
Слоистые многоуровневые фигуры, состоящие из многих тысяч элементов,
помогают зрителю почувствовать историю, ее взлеты и падения, отчаяние и
надежду.
«После такой мощной духовной работы я уже не знаю,
куда расти дальше в мастерстве и духовности», – говорит Лангфорд. Однако,
несмотря на это, он имеет несколько новых идей по поводу будущей деятельности.
Среди них проект, который представит унифицированную стеклянную фигуру,
олицетворяющую симбиоз виртуального пространства и головного
мозга. Во всех произведениях мастера лейтмотив – противоборство и
единство противоположностей. Лангфорд способен придавать жесткому, холодному
стеклу плавные формы, заставить его казаться теплым. Изучая мистику в
течение двадцати пяти лет, мастер чувствуют глубокую внутреннюю связь между
собой и материалом, с которым работает: «У меня есть глубокие, духовные
отношения со стеклом, – говорит Лангфорд. – Это элемент хрупкий и ломкий,
но он подходит мне, поскольку я могу превратить его во что-то мягкое,
чувственное и выразительное».