Путешествие по Бельгии: Брюссель, Брюгге, Гент, Антверпен, Левен, Остенде
Чудная, фламандско-французская, готическая Бельгия. Кто не смотрел "Залечь на дно в Брюгге", посмотрите. Ну хотя бы ради видов. Это не придуманный город, не персонаж, это настоящая ранняя готика. Никто сейсас с точностью не может сказать, а что строили в ранние Средние века. Ну просто не осталось ничего. Остались развалины, оставшиеся от Древней Римской империи, остались (или восстановлены) старые замки, самое ранее датирование которых 9 век. А вот что строили между 1 веком нашей эры и до романского стиля времен феодалов в Европе - толком и непонятно. Так вот, готика пришла на смену романскому грозному и мрачному стилю. Кто-то может возразить, что готика - времена темные, инквизиционные, неграмотные. Ну... отчасти это так и есть. Но, прикиньте, каков должен быть креатив строителей, которые придумали, как построить огромные готические соборы и не погрузить их в землю! Романские замки были ужасно тяжелые, приходилось рыть огромные котлованы, устанавливать фундамент, размерами чуть ли не превосходящий сам замок по высоте. А готика, с ее невероятной, головокружительной высотой, стоит себе, и кажется легкой и воздушной, особенно во фламандском исполнении! Именно они, передовики инженерной мысли средних веков, потомки варваров германов и франков, придумали опирать огромный шатер на столбы, освободив стены и украсив их огромными окнами-витражами. Ну да, ими владела религиозная фанатичность, но как красиво! Так вот, Бельгия сохранила эту кружевную готику очень давнего прошлого. Но и не только ее. Вот Брюгге - небольшой городок, созданный из "домашней" готики, датируемой началом второго тысячелетия. Дома из красного кирпича с островерхими крышами, иногда окрашенные разноцветной краской, стоят плотно друг к другу, и ни единого деревца. Дорога вымощена камнем, причем совсем не ровным. Разделен город каналом, по которому теперь катаются на лодках туристы и выглядывают знаменитую собаку из фильма, о котором писалось выше. Красные рамы, красные двери и ставни чердачных окон. Да, во многих домиках разнообразные небольшие музеи, магазинчики с фламандским кружевом, шоколадом, вафлями, но есть и жилые районы, с растуцщими в маленьких двориках грушами. И все это невероятно, потрясающе мило. Кстати, около вокзала, как ни странно выполненного в современном стиле в виде прямоугольника, стоит контейнер-вагон красного цвета, и на нем написано, что здесь можно заполнить бумаги тем, кто хочет стать гражданином Брюгге. Может, надо было воспользоваться... Язык там фламанский, некая смесь разных языков, чем-то больше напоминающий немецкий, однако, все же не совсем он. Даже в поезде объявляют остановки на нем. И названия там звучат совсем иначе.
Ну так вот. Дальше. А дальше был Гент. Это чудесное чудо поздней готики, с заходом в барокко. Ажурный, цветной. Много мотивов венецианских: полукруглые арки на столбах-колоннах, окна с розетками в виде трех- и четырех-листника. Высокие крыши, напоминающие знаменитую ведьмину башню в Праге. Кстати, такие крыши очень характерны для всей Фландрии, Фламандии. Все это напоминает сказку. И - тоже канал, разделяющий город. Просто фламандская Венеция.
Остенде - небольшой город на берегу Северного моря. На широком песочном пляже расположились маленькие домики белого цвета, больше похожие на туалеты. Их снимают, чтобы провести день в окружении трех стен и потолка: морнем дышат, а уж если солнце, то и загорают! Большой насыпной мыс уходит в море, по нему можно гулять в хорошую погоду. Набережная огромная широченная, выложенная плиткой. Есть и собор, а как же... Тоже кружевной, красивый. Хотя еще более старый домик - Испанский полностью переложили в 2000 году. Сохранили. С другой стороны ходит паром, который перевозит бесплатно через залив. Что там, с другой стороны? небольшой аэродром, с которого летают в Брюгге (причем там 15 мин на поезде доехать), и есть вдалеке дома современного вида. А современные дома там, надо заметить, очень застекленные, прямо, как в Лондоне, только в Англии они прозрачные и незашторенные, а здесь - зеркальные или темные, а уж если прозрачные, то со шторами. Оно и понятно, что стекла много, ведь света здесь мало. А море там свинцовое, и хоть был штиль, казалось грозным. Наверное, там очень неуютно, когда шторм или сильный прилив. Ведь город не стоит на горе. Очень интересен причал с лодками, многие из которых парусники. Красивые, и наверное, очень недешевые.
Антверпен. Город бриллиантов. Ренессанс, но крыши высокие, ступенчатые. Старинные дома выложены кирпичом. Таков и дом Рубенса. Его картины украшают церкви по всей Бельгии, и нередко их можно увидеть, просто и бесплатно зайдя в собор. А вот церковь, в который он был захоронен, была закрыта, и на ней написано, сколько нужно денег на ее восстановление. Королевский дворец теперь уже не музей. На первом этаже расположился элитный шоколадный магазин с дорогой продукцией. Чего там только нет шоколадного, даже помада!!! А за стеклом молодые ребята красиво работают с шоколадом.
Левен. Чудный маленький город, в котором особая примечательность - городская ратуша, вся ажурная, с красными ставнями, высокой готической башей, вся покрытая скульптурами - их 238. У входа развиваются цветные флаги станы, Евросоюза, города и еще чего-то. Рядом обновленный внутри собор. Снаружи - он готически. Внутри много стекла, современная люстра-шар, свисающая со свода. На стене у входа копия собора, выточенная, похоже, из дерева. Здесь много студентов, целая улица колледжей и университета. Для студенов скидки, а живут они тоже в старинных зданиях. И школьники учатся в средневековых домах, что чем-то напоминает школу Гарри Поттера.
И наконец, Брюссель. Когда-то короли был богаты, как и община, так как в городе сохранилось большое количество готических тпрекрасных соборов с высокими резными кафедрами внутри. К ним ведет витая лестница. На стенах - шедевры Ван Эйка, Рубенса и других великих авторов. Великолевные мраморные статуи, витражи, особо чудные, если светит солнце, и высоченные своды, которые поддерживают нервюры и сплетенные колонны. Улицы города, особо в центре, составлены из плотно прикрепившихся друг к другу домиков разных лет постройки 15-16-17-18-19 веков. Фасады этих домов в 3-4 этажа узкие: 2-3 узких окна, они окашены в разные цвета, имеют балкончики и баллюстрады на разной высоте и украшенные коваными ограждениями с разным рисунком. Немало домиков со ступенчатым фронтоном, как в Антверпене. И все это рядом с чудесными парками с постриженными кустами и деревьями. Художественная стрижка - отличительная черта классики, вот она и присутствует в парках. Еще фонтаны, которые бьют нередко из скульптурных композиций времен барокко и классицизма. Памятники самым разным королям, с конем и без. Есть замечательный памятник бургомистру, который спас Гранд-Палас от перестройки. Да, так вот Гранд-Палас - чудесное нагромождение разностилевых домов, окружающих мощенную площадь. Однако, в них есть общее - восторг, золото, истори. И все вместе очень-очень красиво. Иногда мешают палатки с пивом в праздник пива, но вот когда там играет живой оркестр или даже два - это просто великолепно. Тут же пристраиваются и девочки-мальчики, которые играют на трубе, флейте, поют как будто бы на фламандском (а на самом деле такой английский).
Огромный Мамонт - Дворец правосудия. Внутри там старались подражать собору св. Петра в Риме (без росписей, но с огромными статуями). Так вот: он функционирует глубоко внутри, но половина здания пустует, там собирается молодежь, расписывает граффити мрамор, что совершенно ужасно. Правда, снаружи здание восстанавливают, может, внутри уже сделают музей что ли. С соборами были и забавные штуки. Например, в соборе св. Михаила, который вообще-то построен готическим, внутри барочные огромные статуи из мрамора, которым зачем-то в руки всунули пилу, саблю и другие виды оружия, покрытого позолотой. Это неожиданно и удивляет. В цветные витражи вставили понизу современные изображения, видимо, пастеров и современных проповедников, ибо они в короткой стрижке и очках).
Европарламент Брюсселя огромный стеклянный комплекс. Здесь 27000 чиновников. И что вы думаете украшает полукругом площадь перед входом? плакаты с несчастными африканскими детьми и рабатающими на полях женщинах. И вот эта политика привела к тому, несчастные дети остаются в самой Африке вместе с мамами, а молодые, здоровые парни, которые могли бы отстраивать эту АФРИКУ, пришли в Европу, чтобы ее затоптать и создать еще одну Африку. Только каждый 5-й беженец, остальные - кто? Трудовые мигранты, наглые, напористые, желающие подачек. Кто им подыгрывает? левая пресса, котоая с трудом находит детей, что показать их глаза крупным планом. И еще некоторые политики, которые сами не будут жить рядом с чужаками. И конечно, правозащитники с горящими глазами, радостно раздающие еду и одеяла. А как же - белый человек должен помочь черному. Разве в этом нет расизма и снобизма, разве не ощущается превосходство белой расы, за которую их ненавидят те, кто получает подачки. Спрос с черных должен быть такой же, как с белых, тогда не будет расизма.
Они не берут выходцев с восточной Европы и Украины, им черных подавай. В результате - прямо рядом с центральной улицей. параллельно с ней идет квартал исключительно черных с их магазинами, парикмахерскими. Редкие вкрапления белых. Грязновато, страшновато там. Вернешься к центру на квартал, снова все чисто.
По дороге в Атомиум прошли турецкий квартал. Диссонанс: старинные европейские здания, узкие пешеходные дорожки и дяденьки турецкого вида на стульчиках около дома со столиками - ну прямо Восток. Видели выброшенный шкаф с дверцами ручной работы - там объемная ручная резьба с фигурами религиозного содержания. И еще: турецкие флаги на окнах. Это-то зачем им? ну сбежали вы сюда из Турции, зачем же тут Турцию устраивать? А рядо с готическим храмом восточный базар, напоминающий бедуинский. Невероятный, неприятный диссонанс.
Однако, еще сохранились чудестные кварталы со старинными и современными зданиями, зелеными насаждениями и настоящими бельгийцами. Кстати, людьми очень симпатичными и приветливыми.