Ларс фон Триер известен своей любовью к эпатажным и провокационным шуткам по обе стороны камеры. Например, на пальцах правой руки у него вытатуировано простое английское слово "FUCK" (по одной букве на палец). Про собственный фильм "Мандерлей" он сказал следующее: "Я ожидаю, что мой фильм объединит Ку-клукс-клан и цветных, потому что и те и другие захотят после этого меня убить". Действие "Мандерлея" разворачивается в начале прошлого века в деревне, где чернокожие рабы почти поголовно не знают, что рабство отменили еще сорок лет назад.
В среду, 18 мая 2011 года, проходила пресс-конференция, посвященная новому фильму Ларса фон Триера - лента, рассказывающая о встрече Земли с мигрирующей планетой Меланхолия, которая скрывалась от людей по ту сторону Солнца, считалась одним из фаворитов в борьбе за "Золотую пальмовую ветвь"). Во время конференции Триера попросили рассказать о его немецких корнях, а также прокомментировать собственное заявление некоему неназванному датскому изданию об интересе к нацистской эстетике. Он успел заявить, что симпатизирует Гитлеру несмотря на то, что тот - ужасный злодей, а закончил свой неуклюжий монолог фразой "Ну да, я нацист".
Фон Триер извинился за свои слова, но несмотря на это организаторы Каннского фестиваля поспешили избавиться от режиссера, получившего девятую за последние пятнадцать лет номинацию на фестивале, а в 2000 году завоевавшего Золотую пальмовую ветвь за "Танцующую в темноте" с Бьорк в главной роли. "Ларс фон Триер решил использовать трибуну (фестиваля) для неприемлемых и противоречащих идеалам человечества и благородства выражений <...> Административный совет решительно осуждает эти заявления и объявляет Ларса фон Триера персоной нон грата на Каннском фестивале, это заявление немедленно вступает в силу.
Фон Триер заявил, что ничего обжаловать не планирует, да что там не планирует - почти гордится запретом. "Я горд тем, что меня объявили персоной нон грата. Кажется, такое происходит впервые в истории кино", - заявил он.
Вопрос, затронутый Лелушем, в очередной раз останется без ответа - следует ли оценивать произведение вместе с творцом, или оно не имеет почти никакого отношения к личности создателя? Каннский фестиваль сделал, вероятно, мудрый выбор в глупой ситуации, пообещав оценивать "Меланхолию" вне контекста данного скандала.
Для справки:
Мать Ларса фон Триера Ингер Триер была дкоммунисткой, скрывала от сына, что ее супруг-еврей, которого Ларс считал отцом, на самом деле таковым не является. Одно время Триер даже увлекся иудаизмом, однако признание матери в 1989 году все изменило. В результате он перешел в католицизм (настоящий отец фон Триера оказался немцем), а у журналистов на пресс-конференциях появился стандартный вопрос к именитому режиссеру "о немецких корнях".