В хронологическом порядке представлены наиболее значимые явления в историческом развитии моды.
Палеолит (древнекаменный век) начинается примерно 2,5 млн. лет назад с появлением на Земле человека и заканчивается около 8300 г. до н. э. Более 2 млн. лет назад— ранний (нижний) палеолит. Начало истории человечества. Выделение человека из животного мира. Свидетельства: находки останков древнейшего человека (австралопитека). Галечные орудия (рубила, рабочий край которых оббит с двух сторон). Признаков одежды не обнаружено.
700—600 тыс. лет назад. Находки останков древнего человека—питекантропа. Его внешность еще обезьяноподобная, но ходил он вертикально, умел изготавливать грубые каменные орудия. Следов одежды нет.
400—100 тыс. лет назад—средний палеолит. Исчезновение питекантропа. Появление неандертальца. Изготовление более совершенных орудий труда. Свободное владение огнем. Одежды нет.
90 тыс. лет. назад. Параллельно с неандертальцем появляется homo supiens. Следов одежды не обнаружено.
40—-35 лет назад—начало позднего (верхнего) палеолита. Развитие гомо сапиенса. Наиболее известны останки, найденные в Кро-Маньоне, Франция (отсюда название кроманьонец). Возникновение первобытного искусства. Полн-хромная живопись (свидетельства—наскальные рисунки), Раскрашивание человеком своего тела. Тотем, оберег, зарождение прамоды. Возникновение татуировки—предвестника моды и костюма: создание навесных украшений (бусы, ожерелье и т.п. Человек пытается укрыться от непогоды шкурами животных, листьями, связанными пучками трав. Одежды все еще нет.
35—30 тыс. лет назад—'поздний палеолит. Появился пояс—первооснова костюма. Шкура животного закреплена на теле. Появилось набедренное прикрытие (набедренник) из куска кожи или плетеное. Шитой одежды не обнаружено.
30—20 тыс. лет назад—поздний палеолит. Развитие гомо сапиенса. Сложился человек современного физического типа. Многообразие обработанных каменных орудий. Появление шильев и костяных игл с ушком. Появление первой шитой одежды из шкур и меха. Многообразие украшательств для тела, выполняющих роль не только амулетов и тотематических но и модных знаков (раскрашивание, татуировка, навесные украшения, перья птиц и т. д.). Возможно зарождение прически.
23—21 тыс, лет назад—-поздний палеолит. Люди, живущие на территории нащей страны, украшали свое тело и одеждами из шкур, бусами из слоновой кости, ракушками (Сунгирьская находка на берегу Клязьмы возле гор. Владимира).
12—10 тыс, лет назад. Первые прически в Европе: портретная реконструкция молодой женщины из мезолитического грота Мурзак-Коба в Крыму, выполненная антропологом-скульптором М. М. Герасимовым, воспроизводит образы людей, хорошо известных в палеонтологических стоянках Европы. Неолит (последняя эпоха каменного века—12—3 тыс. лет до н. э.)
10—8 тыс. лет назад. Появление модных причесок (свидетельства—многоцветные наскальные рисунки на африканском плато Тассилин-Аджер в Сахаре),
6—5 тыс. лет до н. э. Возникновение первой, нешитой драпированной одежды из льняных тканей на территории Др. Египта.
5—3 тыс. лет до н, э. Додинастический период в Египте, Египтяне этой эпохи уже были искусными ткачами: из тонких льняных тканей делали царские одежды. Появление париков из растительных волокон. Самыми пышными париками обладали фараоны и члены их семей,
4-3 тыс, лет до н. э. Основная обувь в Др. Египте— сандалии из тростника и папируса, иногда кожи. Право носить обувь имел только фараон.
4—3 тыс, лет до н. э, Месопотамия, Др. Шумер. Первая церемониальная одежда (мужская юбка) из пластин меха: первая кроеная одежда—женское платье с рукавами. Такая одежда свидетельствует, что шумеры владели искусством кроить одежду более, чем на 4 тысячелетия раньше, чем в Западной Европе!
4—3 тыс. лет до н, э. Возникновение шумерской и египетской цивилизации. Появление первых стилей в одежде: у шумер—шитая, прилегающая одежда из шкур и тяжелых шерстяных тканей, несколько тяжеловесная и грубоватая. У египтян—легкая драпированная одежда из- льна. лини четкие, прямые. Идеал красоты—стройная фигура. Эти два стиля—древнеегипетский н шумерский просуществовали рядом несколько, тысячелетий.
4—3 тыс, лет до н. э. Первые модные элементы в одежде: в Др. Египте—вышивка и мелкие складочки, в Др. Шумере—бахрома и кусочки меха (кожи).
4—3 тыс. лет до н, э-—бронзовый век. Древние шумеры получили тонкие, сначала золотые, а затем и серебряные нити и первыми применили их в ткачестве при получении тканей для царских одежд.
3—2 тыс, лет до н- э. Изготовление модных украшений из золота в древних государствах (Месопотамия, Египет. Индия, Китай). Знаками царского достоинства фараона были золотая подвязанная борода, корона н посох.
3100—2080 лет до н, э. Древнее царство в Египте. Расцвет культуры и ремесел. Появление плиссировки—нового годного элемента в костюме фараона. Плиссированный передник— схенти надевался поверх набедренной повязки.
2280—2040 лет до н. э- Конец Древнего царства в Египте, Появление растительных красителей для тканей—желтого, голубого, коричневого. Цветную одежду могли носить только привилегированные сословия.
3—2 тыс, лет до н. э, В Древнем Египте получены первые искусственные стеклянные нити, непрозрачные—голубого, зеленого, бирюзового цвета. Использовали для модного украшения одежды и тела.
2 тыс. лет до н.э. В Древнем Египте (среднее царство) начали производить художественное стекло и смальту, вводя в состав соединения марганца и кобальта; использовали для изготовления искусственных драгоценностей (первая в мире бижутерия—бусы, серьги, амулеты).
3 тыс, лет до н. э. Возникновение Хараппской цивилизации в долине Инда. Первая нешитая драпированная одежда из хлопчатобумажных тканей. Обилие модных женских украшений из слоновой кости, драгоценных камней и металлов (ожерелья, серьги, браслеты, кольца).
2640 лет до н. э. Первое упоминание о шелке в китайской хронологии: богиня шелковичных червей Си-Лин-Чи открыла методы выращивания червей, размотки коконов и использование нитей для изготовления одежды. Этой богине китайцы приписывали и изобретение ткацкого станка.
3—-1 тыс. лет до н. э. Находки на территории Дании свидетельствуют: в эту эпоху на территории Западной Европы человек носил нешитую одежду, напоминающую короткую тунику, сверху примитивный плащ (накидку с завязками) головной убор из войлока, обувь из кусков кожи или войлока, обмотанный вокруг ног.
2600—"1250 лет до н, э. Кристско-микенская культуры: идеал женской красоты—пышная грудь, тонкая талия, округлые бедра. Явная сексуальная направленность моды. Совершенство и многообразие кроя, множество вариантов модных платьев: цельнокроеное, с юбкой, украшенной поперечными полосами, с юбкой, состоящей из ряда оборок. В моде женственность и чувственность.
Около 2 тыс. лет до н.э. В Вавилоно-ассирийском государстве (территория современного Ирака) совершенствуется военная техника и одновременно одежда воинов: в обмундировании входит панцирь из медных колец.
1552—'332 гг. до н. э. Новое царство в Египте, Новая мода: изысканная одежда из тончайших льняных тканей- Калазарис, положенный ранее только женщинам, стали носить и мужчины. Обилие плиссировок: поперечных, продольных комбинированных. Роскошь и многообразие красок, обилие украшений. Мужская одежда разнообразнее и изысканнее женской. Тон в моде задают мужчины.
Около 1000 лет до н. э. Персы, скифы и сарматы носят рубахи н штаны. Для мужчин, большую часть жизнн пребывающих в походах,—найден наиболее удобный и рациональный вид одежды. Позже одежда древних славян носила отпечаток костюмов скифов: рубаха и штаны, головные уборы н обувь—напоминали скифские.
Около 700 лет до н. э. Драпированная нешитая одежда древних греков и римлян: хитоны из шерстяных или льняных тканей, (Хитон—кусок ткани, сколотый, закрепленный и задрапированный прямо на теле).
500—ЮО.летдон.э. По-п.режнему в моде нешитая драпированная одежда в Др. Риме, В основе костюма туника (нижняя одежда) и верхняя тога. Обувь—различные сандалии и башмаки со шнуровкой. Сенаторы на заседании Сената должны быть обязательно в тоге н башмаках.
150 лет до н. э. Римляне отказываются носить штаны, пришедшие в моду с Востока: эта одежда кажется им грубой и нелепой. Туника и тога по-прежнему в моде. Теперь тога драпируется из прямоугольного, элипсовидного или полукруглого куска шерстяной ткани размером 6х1,8 м. Большие размеры тоги, белоснежная дорогая ткань, пурпурная полоса по краю должны подчеркнуть высокое сословное положение римского патриция.
Около 100 лет н. э, Зарождение новой моды в Европе: римская тога становится короче, затем длинная туника вытесняет тогу, которая в свою очередь еще более уменьшается в размерах и превращается в столу. В основе модной одежды как и прежде, лежит драпировка.
11О—180 лет. Расширение владений Римской империи, дальние походы. Меняется одежда и доспехи воинов. Мужчины стали носить узкие, ниже колен, плотно облегавшие ноги штаны из шерстяных тканей; появился кожаный панцирь (лорик), на котором крепились металлические пластинки. Появляются высокие башмаки из кожи со шнуровкой, на толстой подошве. С этого момента европейская одежда стала делиться на. мужскую и женскую.
395 год. Распад Римской империи. Возникновение Византии. На смену античной моде, красоте и гармонии приходит новый тип красоты—духовный. Тело прикрывается, маскируется. Человеческая фигура лишается естественных пропорций, Появляется новая форма одежды, напоминающая футляр. Теперь штаны, пришедшие с Востока, становятся обязательной частью мужского костюма.
700—800 гг. Развитие шерстоткачества и шелкоткачества в Европе. Великолепие византийских парчовых тканей. Модная одежда—туника с длинными рукавами и штаны.
IX—Х вв. Киевская Русь. Для модной одежды князей и знати использовали отечественные меха (соболь, горностай, лиса, куница и др,) и дорогие ггривозньге византийские паволоки, бархат, парчу и восточные шелка. Простолюдины носили одежду из волокон льна, конопли, шерсти.
1096—1270 гг. Крестоносцы привозят в Европу дорогие шелка, ткани и новый крой одежды с Востока. Крестоносцы, рыцари, оруженосцы принесли обилие доспехов и защитных принадлежностей (чешуйчатые панцири, всевозможные шлемы, кольчуги, кожаные обмотки и наколенники, броня, щиты, плащи накидки и пр.). . .
Vl— X вв. Равнее средневековье (дороманский период). Новые эстетические взгляды: впервые мужественность, как основная черта мужской красоты противопоставляется женственности, воплощающей идеал женской красоты. Это повлекло за собой разделение форм мужской и женской одежды. Изменились пропорции, потребовался четкий крой облегающих одежд. Появилась новая специальность ремесленников—закройщики.
XI—XII вв. Средневековье (романский период). В крое модной одежды появилось 3 шва: боковые и средний шов спинки. Это позволило подогнать по фигуре верхнюю часть лифа. Нижнюю часть расширяют за счет клиньев. У мужчин появляются длинные узкие штаны из двух половинок. В конце XII в, в Европе появляются гербы с 2—4 частями, окрашенными в разные цвета. Цвет одежды феодалов следует цветам герба. Возникла мода "мипарти", согласно которой отдельные части одежды (рукава и половинки штанов) имели разные цвета.
XllI—XV вв. Позднее Средневековье (период готики) Интенсивное развитие моделирования и конструирования одежды. Появление вытачки позволило шить прилегающую одежду. В моде съемные рукава (соединение рукава с проймой осуществлялось с помощью шнуровки или ленты), их можно менять по форме и цвету.
XIV в. Европейцы разрезали одежду по линии талии. В моду вошли новые виды и элементы одежды—разного кроя рукава, юбки—клеш, юбки из клиньев, лифы узкие и широкие, Наметились первые признаки современной моды—возможность относительно быстрой смены форм одежды в пределах общего художественного стиля.
XI—XVI вв. Духовные, монашеские, рыцарские ордена в Европе. Обилие черных одежд (сутан, мантий) с белыми крестами и белых одежд с черными и красными крестами. Облачения священнослужителей, монахов и монахинь. длинные широкие одежды с капюшонами и накидками.
XV—XVI вв. Эпоха Возрождения. Италия (Венеция и Флоренция) становится законодателем мод среди европейских стран. Созданы новые каноны красоты, которые действительны до сих пор: высокий рост, широкие плечи, тонкая талия, статная фигура, красные губы, прически, волосы, окрашенные в нужный цвет. Женская одежда разделилась на длинную юбку и облегающий лиф со шнуровкой повальным или прямоугольным декольте. Обувь делается на деревянной подставке (цокколи), доходящей до 50 см. .Во Франции, Испании, Англии, Германии мода имеет свои особенности. В Испании модным становится костюм, основанный на каркасе и корсете. В моде ткани—бархат, парча, тяжелые шелка. Происходит сближение форм костюма. В создании и распространении моды участвовали известные художники, выписывающие на заказанных картинах одежду до мельчайших подробностей.
XVII в. Зарождение стиля барокко в Италии. Распространение стиля в большинстве европейских стран в архитектуре, живописи, одежде. Основные черты стиля—декоративность, парадность, вычурность. Идеал мужчины: изящество, величественность осанки, галантные отношения с дамами. Идеал женской красоты: парадность, жеманство, фигура характеризуется высоким ростом, пышными грудью и бедрами, тонкой талией. Модный текстиль—бархат, парча, атлас, муар, ратин, сукно. Цвета яркие, светлые, чистые. Полутона нежные. Крупный декоративный орнамент — цветы, завитки, листья. И мужчины, и женщины носят корсеты. В 50—60 гг. во Франции вошли в моду удивительные брюки ренгравы: короткие и широкие как юбка; присборенные или в складку, украшенные бантами и лентами, Шили из полосок разных тканей—бархата, шелка с золотой вышивкой. Брюки имели цветную подкладку с прокладкой, надевались поверх панталон или чулок. Появились в моде первые парики.
XVIII в. Стиль рококо—завершение стиля барокко. Пышность сменяется хрупкостью. Сближение внешних черт мужчины и женщины, их кукольный облик. Полная неприспособленность к труду, обилие париков.
1770г. В Англии издан первый модный журнал («Зе Лейдиз Мэгэзин», Лондон). Вслед за ним появляются модные журналы во Франции и Амстердаме.
Конец XVIII в. Французская революция 1789 г. смела вековые устои и обычаи. Произошло упрощение форм костюма, ушла каркасная форма, ушли парики и украшения, упростились ткани. В моду вошел костюм революционеров с элементами народной одежды.
1770—1789 гг. Во Франции появились первые конфекционные дома моды. Начало XIX в. Развитие промышленности. Технический прогресс. Создана основа для образования единого европейского городского костюма. Происходит упрощение и стабилиз'ация мужеского костюма (практичность, целесообразность, строгий внешний вид). Женский костюм развивается в обратном направлении: дорогие ткани, быстрая смена моды.
1804—1815 гг. Стиль ампир. Воздушные ткани. Прозрачные платья. Кружева, вышивки, рюши. Талия завышена, юбка прямая, низкое декольте, маленькие рукава. «Холодная мода» дополняется изысканными шалями. Жозефина Богарне получила в подарок от вернувшегося из египетских походов Наполеона великолепную кашмирскую шаль. Мода на кашмирские шали охватила всю Европу. В эти годы в Париже появились первые привозные меховые пальто.
1825—1860 гг. Мода становится достоянием более широких кругов общества. Мужской костюм становится все более сдержанным. Строгая одежда: пальто, фрак шьется в талию. В женской моде происходит распад стилей, возвращается корсет. Широкая юбка поддерживается кринолином из льняной ткани с конским волосом. Рукав узкий, длинный. Линия талии на естественном месте. В мужской одежде в моду входит пиджак, который вместе с брюками и жилетом делают из одной ткани. Появляется короткое пальто прямого силуэта. Большое значение придается дополнениям: галстуку, шляпе. Цветовая гамма ограничивается темными (синим, черным, коричневым) цветами: в летнем ассортименте допускался серый, белый, кремовый цвета. С этого времени вплоть до 60-х годов XX столетия мужская мода стабилизировалась. Изменения касались в основном длины и ширины изделия, формы деталей (воротников, лацканов), застежки (центральной или однобортной, смещенной—двубортной), степени прилегания по основным линиям силуэта.
1890—1910 гг. Стиль модерн. Мода полна новых веяний, а так же повторений мод времен ушедших. Наиболее интересным в этот период является женский силуэт, который создается с помощью корсета и тюрнюра: фигура имеет S-образную линию изгиба в профиль и «прямой фронт».
Начало XX века. Мощный технический подъем, развитие массового промышленного производства одежды. Влияние спорта и войны на моду. Использование материалов с новыми пластическими свойствами (шелк из искусственных нитей, шерстяной трикотаж). Рациональная конструкция одежды. Многообразие кроя. Начало демократизации одежды и моды.
1915—1918гг. Упрощение форм женского костюма: упразднение корсета, укорочение длины юбки сначала до щиколоток, затем до середины икр), мягкий лиф с умеренным объемом. Появление первых деловых костюмов и производственной одежды. Разнообразие обуви по назначению: для повседневной носки (ботинки на шнуровке и пуговицах, закрытые и открытые туфли на невысоком устойчивом каблуке) и для торжественных случаев—на более тонком, высоком и изогнутом каблуке. Появился новый идеал женской красоты—женщина-подросток, тонкая длинноногая, с маленькой грудью, с узкими бедрами, без подчеркнутой талии, с мальчишеской стрижкой. Женственность подчеркивается нежной кожей, тонко подведенными глазами и бровями, ярко накрашенными губами.
1925 г. Габриэль Шанель вводит в нарядную моду маленькое черное платье с длинной ниткой искусственного жемчуга. Украшения перестают быть драгоценностями, они становятся неотъемлемым элементом композиции женского костюма.
1924—1925 гг. Французские модельеры стремятся создать художественный ансамбль в костюме на основе общей цветовой гармонии. В короткой одежде чулки становятся важной частью костюма. Промышленность начинает выпускать шелковые (вискозные) чулки светлых тонов.
1934—1935 гг. В женской одежде расширяются плечи. Вводится в крой рукав реглан с кокеткой. В моде два силуэта: силуэт, облегающий фигуру и свободный или расширенный к низу. Одновременное существование двух, а затем и более стилей было большой новостью, значительная роль в распространении моды принадлежит «кинозвездам».
1941—1947 гг. Вторая мировая война. Военизированный силуэт женской одежды: широкие плечи с подплечиками, прямая короткая юбка, едва прикрывающая колени. В деталях фасонов встречаются военные элементы: кокетки, карманы, манжеты, хлястики, широкие пояса с пряжками, воротники как на мужских сорочках. Входят в моду юбки. Вечерние туалеты длинные, но не декольтированные. Появились новые синтетические ткани, оттеснившие натуральные хлопок, лен, шерсть и шелк.
1945—1947 гг. Появляются тончайшие чулки из синтетического волокна найлонов (в СССР—капрон).
1948 год. Кристиан Диор предлагает новый стиль («нью лук»): романтические линии, тонкую талию, прилегающий лиф, широкую расклешенную юбку.
1950-e годы. Расширение промышленного изготовления одежды. Развитие конфекции. Торговля новой модной одеждой.
1959—1960 гг. Джинсовый бум. Джинсы, пришедшие из Америки, начала носить молодежь. К середине 70-х их носят все—молодые и пожилые, мужчины, женщины и дети. Джинсы стали считать «одеждой века». Появились джинсовая мода, джинсовый стиль, потом—джинсовая ткань— «варенка»—с эффектом линялости.
1960—1961 гг. Первые хиппи, представители обеспеченной молодежи, выражающие свой протест официальной моде бродяжничеством, пренебрежением к одежде, шокирующими нарядами, нарочитой небрежностью. В середине 60-х мода хиппи охватила всю Европу и Америку.
1965—1974 гг. мода-мини—самая короткая одежда за всю историю костюма. Сначала юбки укоротились до колен, затем стали выше колен на 10, 15, и 20 см. В начале 90-х мода-мини снова вернулась молодым.
1980—1985 гг. Спортивный стиль в одежде. Мода «сафари». Популярной становится одежда, плотно облегающая фигуру типа лосин, рейтуз, шортов из лайкры, прежде входивших в экипировку велосипедигстов.
1984—1985 гг. В моду входят фирменные , кроссовки, быстро ставшие модной обувью для улицы.
1995—1997 гг. Смешение стилей и модных элементов. Широкий диапазон длины юбок—от макси (длина до щиколоток) до мини (длина на 15—20 см. Выше колен). Однако четко определяется деловой стиль в одежде: строгий мужской костюм с обязательным галстуком и безупречно ухоженными туфлями и строгий, но элегантный женский костюм.