Сын выдающегося ирландского хирурга и баронета, Оскар Уайльд родился в 1854 г. в Дублине. Его мать была поэтессой.Она собирала литературный салон. В их доме бывали лучшие люди страны - писатели, ученые, философы, врачи, актеры. Детей обучали немка-гувернантка и бонна-француженка. Дети были привязаны друг к другу, настоящим горем Оскара стала смерть любимой сестры Изолы.
В 1864 году сыновей отправили в Королевскую школу Портора. В школьные годы Уайльд прослыл щеголем: он был единственным из мальчиков, кто носил черный итонский цилиндр, обряжался в алые и лиловые рубашки. Он любил производить сенсации и считал необходимым выглядеть безупречно. Особым талантом Оскара было скорочтение: за полчаса он мог пролистать трехтомный роман и изложить сюжет. В 1870 году ему вручили Карпентеровскую премию за знание греческого оригинала Нового Завета, а в 1871 году он был удостоен Королевской школьной стипендии для учебы в дублинском Тринити-колледже, и на черной доске почета Порторы золотыми буквами было написано его имя. В 1895 оно было закрашено. После - снова восстановлено. В колледже Уайльд увлекается поэзией, читает, Бодлера, Уитмена, пробует писать стихи.
Он рисует, придумывает фасоны нарядов, интересуется католичеством, собирает фарфор. Блестяще окончив в1874 году колледж, Уайльд становится студентом Оксфордского университета.
Его любимым преподавателем был Рескин, читающий лекции по итальянскому искусству. По рекомендации своего друга Дж. Бодли Оскар был принят в масоны и зачислен в ложу Аполлона.
Многих студентов он раздражал, они считали его выскочкой. Он отвечал им презрением. Однажды они проволокли его вверх по склону высокого холма. Оскар встал, отряхнулся и промолвил: "Вид с этого холма поистине очаровательный". Ему было важно "сохранить лицо".
В дублинском "Айриш Монтли" и в университетском "Коттейбос", а в 1874 году, к концу курса, он пишет поэму "Равенна", за которую получает высшую университетскую награду. Прочитав свое творение в оксфордском театре, поэт впервые сходит со сцены под аплодисменты и восторженные крики.
В это же время он заболевает сифилисом. В его стихах появился мотив обреченности. Любимая девушка, Флоренс Болком, выходит замуж за директора театра.
В декабре 1878, получив степень бакалавра, Уайльд уехал в Лондон,поселился вместе с художником Фрэнком Майлзом, его новой пассией стала Лили Лэнгтри подсластило пилюлю его разрыва с Флоренс. События жизни актрисы он положит в основу "Веера леди Уиндермир". Он продолжает эпатировать общество своими нарядами, резкими высказываниями, пытаясь снять покров благопристойности , скрывающий пороки. Его эпатажные выходки становятся постоянным предметом обсуждения, в салонах только и говорят о том, как он гуляет по Пиккадилли в белоснежном костюме с маком или лилией в руке или приходит в гости с большой змеей, обвитой вокруг шеи вместо шарфа. Благодаря своим высказываниям он становится видной фигурой лондонского общества.
Однажды друг писателя заметил ему: "Если бы я умел разговаривать так, как вы, я бы держал рот на замке и считал это добродетелью!" Уайльд с улыбкой отвечал: "Что вы, это было бы эгоистично! Себя я еще могу лишить удовольствия говорить, но как же я лишу других удовольствия меня слушать?"
Несмотря на женитьбу на Констанции Ллойд и появлению на свет двоих детей, слухи о его гомосексуализме подтвердились связью с Робертом Россом, студентом Оксфорда. Позднее Уайльд восхищался Россом, который был набожным католиком, называя его "Святым Робертом, мучеником за любовь и веру, святым, прославившимся не столько своей исключительной стойкостью, сколько будучи предметом соблазна для других. Таково было его житие в одиночестве больших городов".
Секрет обаяния Уайльда заключается в форме выражения его мыслей, а не в содержании, потому что многие из его идей были откровенно порочны, основы он выворачивал наизнанку, считая, что борется с нездоровым обществом. «Он играл мыслью, давая волю фантазии: он жонглировал ею, преображая ее, то отбрасывал, то подхватывал снова; заставлял ее искриться, украшая радужными блестками своего воображения, окрылял парадоксами».
Он погиб, отвергнутый и затравленный тем обществом, которое так ненавидел. Утонченный эстет, сибарит по натуре, любитель наслаждения, Оскар Уайльд в последние годы отрекся от прежней жизни и ее идеалов и признал страдание единственной истиной.