Наталья родилась летом 1812 года. Ее отец, помещик Гончаров, уехал от войны на восток и оказался в Тамбовской губернии. Там, на следующий день после Бородинского сражения и родилась роковая красавица в селе селе Кариан, имении братьев
Загряжских, близких родственников по линии ее матери.
После войны, помещик с семьей вернулся в Калужскую губернию, где Таша
Гончарова и росла. Ее красоту отмечали все гости. Языки, танцы, Закон Божий давались ей легко. Она росла тихим ребенком, и ее мать Наталья Ивановна, строгая женщина, правившая домом и семьей , говорила о
своем шестом ребенке и младшей дочери так: "Слишком уж тиха. В тихом омуте черти
водятся".
С малых лет юную красавицу стали возить по балам и
ассамблеям. Уже к 15 годам за ней прочно закрепилась слава первой
красавицы Москвы. Лучшие дома столицы были открыты для семейства Гончаровых. В декабре 1828 года Наталья,
которой к тому моменту уже исполнилось 16 лет, на балу у известного
московского танцмейстера Иогеля была представлена первому поэту России.
Высокий рост, тонкая талия, белая кожа, шелковистые волосы... Влюбчивый Поэт был сражен. При посредничестве Федора Толстого по прозвищу Американец, знаменитого путешественника, Пушкин появился в гостиной
Гончаровых, а Толстой стал сватом.
После двухлетних переговоров с родителями красавицы 18 февраля 1831 года в московском храме Вознесения Господня, что у Никитских ворот, Пушкин и Гончарова бракосочетались.
Свидетели отмечали несколько дурных знаков во время церемонии: с аналоя упал крест и Евангелие, кольцо закатилось за алтарь, потухла свеча. Не все специалисты по Пушкину подтверждают эти факты, зловещих по мнению суеверного человека, однако, этот брак закончился трагедией.
Исследователи жизни Натальи Гончаровой часто указывают на ее привязанность к мужу, то, что она рожала ему детей одного за другим, плохо перенося беременности, находясь в течении нескольких лет подряд либо в послеродовой депрессии и плохом самочувствии, либо в состоянии беременности. Тем не менее, ее противники утверждают, что она полностью посвятила себя светской жизни, и камер-юнкером ее муж стал только благодаря тому, что царь желал видеть красавицу при дворе. Однако и у Натальи были свои обязательства перед двором : невзирая на самочувствие она должна была находиться на всех светских раутах, иначе следовал высочайший нагоняй и порицание - а этого допустить никак было нельзя.
Эту статью никак нельзя назвать научным трудом по изучению биографии известной красавицы - всего лишь легкая попытка показать ее жизнь с точки зрения нынешнего времени.
Пушкин был очень ревнив, но ведь и сам был влюбчив.
Многочисленные исследования указывают на то, что никакого романа с Дантесом и тем более, с царем, у его жены не было. Да и вполне достаточно было то, что неуемная фантазия поэта подогревалась доброжелателями и сплетниками. Как бы ни было, он должен был отстоять честь своей семьи. Это и привело к трагедии и его гибели.
Наталья провела два года в трауре в имении родителей. После она решилась снова выйти замуж за Петра Ланского. Ланской был тогда в чине подполковника. Его исполнительность и рвение по службе знал и ценил царь. На
их свадьбе Николай вызвался быть посаженым отцом, но что-то
расстроилось. Потом он захотел стать крестным отцом их совместного первого ребенка. Многие современники, знавшие Ланского, считали его порядочным
человеком. После брака с Натальей дела служебные пошли
вверх: он дослужился до генерал-адъютанта, затем стал
генерал-губернатором Петербурга. Незадолго до женитьбы он ожидал
назначение куда-то в провинцию, но после помолвки царь резко передумал:
оставил его в столице и повысил по службе, дал молодым роскошную
казенную квартиру. Николай также
велел за счет казны негласно очистить майорат Гончаровых от огромных
долгов.
Наталья не обладала крепким здоровьем, ослабленное многочисленными беременностями ( второму мужу она родила еще троих детей). Она страдала хронической боленью легких и умерла 26 ноября 1863 года.
До сих пор не умолкают споры о том, какой именно была жена Пушкина, была ли она ему ровней или пустышкой, недостойной его поклонения. Однако она определяла собой некую грань красоты, которую так любил поэт, и которая была источником его творчества.
Яна Летова