У дизайнеров есть много средств, чтобы сделать из обычной торговой
точки музей, дворец, бункер или сюрреалистический будуар. Forbes не
берется утверждать, что это способствует продажам, но на имидж марки
работает наверняка: большинство этих магазинов, раз увидев, забыть
невозможно
Магазин Camper
Гранада, Испания
Испанская
обувная марка прославилась среди прочего тем, что приглашает к
сотрудничеству самых разных дизайнеров, от начинающих до признанных
звезд, чтобы каждый ее магазин отличался от предыдущего и был достоин
обсуждения прессой и публикой. Не стала исключением и новая точка Camper
в испанской Гранаде. В очень скромном по размерам пространстве (48 кв.
м) работавшим над проектом Жоакину Торресу и Рафаэлю Йамасарезу из бюро
A-cero удалось сделать эффектный, броский и очень динамичный интерьер.
Они использовали в проекте всего две краски, красную и белую, и
несколько материалов разной степени пластичности: винил, дерево,
крашеный алюминий, стекло. Однако главными в этом проекте стали не цвет и
материал, а формы — обтекаемые, органические: все полки, прилавки,
скамейки представляют собой одну скульптурную композицию. И после
возведения такой явно требующей простора конструкции в глубине магазина
осталось даже немного места для подсобки и склада.
Бутик Kelly Wearstler
Лос-Анджелес, США
Келли
Уэстлер — один из лучших интерьерных дизайнеров современности. С
недавних пор она также выпускает линии одежды, украшений, аксессуаров и
открывает бутики, с легкостью смешивая в них предметы самого разного
назначения и ценовых категорий. Ну и, конечно, демонстрирует свой талант
дизайнера и декоратора. Интерьер ее первого бутика на лос-анджелесской
Мелроуз-авеню полон состаренных зеркал, блестящего металла, мрамора с
активным рисунком. Латунные, деревянные, терракотовые, гипсовые,
каменные, пластмассовые человеческие фигуры, ноги, руки, головы, торсы
населяют магазин и служат манекенами для украшений и держателями для
нарядных клатчей. Все до последнего гвоздя здесь кричит: «Я тоже от
Келли Уэстлер!»
Снаружи фирменный почерк дизайнера так же
очевиден: овальный вход увенчан сверкающим латунным шаром, дверная ручка
украшена крупными полудрагоценными камнями, а через узкие окна-витрины
на улицу доносятся отголоски интерьерного безумия.
Флагманский магазин Coach
Токио, Япония
В
своих первых торговых точках американская кожаная компания выставляла
товар на деревянных полках почти библиотечного вида. С тех пор прошло
более полувека, и ассортимент расширился до ювелирных украшений,
купальников и солнечных очков — но многонациональная команда
архитекторов из нью-йоркского офиса бюро OMA решила воскресить старую
идею систематизированных полок и сделала это в новом бутике Coach на
знаменитой токийской торговой улице Омотесандо. Архитекторы превратили
всю плоскость фасада в одну большую витрину, составленную из
перемешанных «елочкой» 210 стеклянных секций-ящичков. Если смотреть с
улицы, то можно окинуть одним взглядом весь ассортимент, причем у
каждого предмета есть своя отдельная ячейка. А при взгляде изнутри эта
витрина-фасад становится активным фоном для товаров, выставленных в
самом торговом зале, — это раз, а также позволяет бурлящей народом
Омотесандо становиться частью внутреннего пространства — это два. Сами
авторы характеризуют свой проект всего лишь двумя словами — «логика и
магия».
Bambini kids
Венский магазин модной одежды для детей
дизайнер Денис Козутич построил на своих впечатлениях от детских сказок
— начиная со старого черно-белого «Волшебника из страны Оз» и до
футуристических жюльверновских утопий. Воспоминания привели его к
созданию фантастического мира, одновременно романтического и пугающего,
но также и восхитительного. В магазине нет никаких привычных «детских»
глупостей, и даже выбранный основной цвет — серый в разных оттенках —
отличается от привычных для таких мест розового или синего. На стенах и
полу — буйство фантастических цветов, которые различаются по размеру и
насыщенности: мелкие и яркие цветы на обоях, огромные, но бледные — на
ковре. Атмосферу волшебной сказки нагнетают сюрреалистические объекты —
лепной карниз с несоразмерно крупными грибами, карамельками и грушами, а
также диванчики в форме бананов, клубники, лимонов и слив. Среди этого
неожиданного буйства фантазии даже взрослые чувствуют себя немного
детьми. Дети же, наоборот, могут побыть взрослыми — к их детству тут
отнеслись очень серьезно.
Магазин Paul Smith
Лондон, Великобритания
Страсть
сэра Пола Смита к винтажной мебели и интерьерной теме хорошо известна —
он славится тем, что сам навещает барахолки, выискивая там интересные
вещи, и украшает лучшими из них свои магазины по всему миру. Но главные
сокровища отправляются в фирменный интерьерный магазин в лондонском
районе Мейфэр, который в сентябре 2013-го пережил второе рождение.
Теперь в нем продают не только обои в разноцветную полоску и перетянутые
в фирменные обивки стулья, но и мужскую и женскую линии одежды. Но
главное не это. Главное — что интерьер магазина является воплощением
эксцентричного современного британского вкуса. Все там очень живое,
неожиданное и бесшабашное: лестница выкрашена в кобальтово-синий и
разукрашена розовыми полосками, проход между залами — ярко-зеленый, а
стена в отделе женской обуви покрыта 30 000 доминошных костей! Даже от
экстерьера за версту несет Полом Смитом: панели фасада и балюстрада
вдоль второго этажа изготовлены из чугунного литья, а рисунок для них
нарисовал сам дизайнер.
Concept Store Nevsky
Санкт-Петербург, Россия
Это
новое пространство для нового формата шопинга принадлежит старой по
российским меркам питерской компании Babochka. Расположены там
мультибрендовый магазин одежды, два бутика — Fendi и Chanel, а также
книжный магазин, цветочный, магазин гаджетов и музыкальных систем и
выставочный зал. Собственно, от особенностей выставочного, а не
торгового пространства отталкивалась владелица компании Хатуля
Авсаджанашвили, когда заказывала проект московскому архитектору и
дизайнеру Борису Бернаскони. В результате торговый зал оказался похож на
галерею современного искусства, причем расположенную в каком-нибудь
переоборудованном цехе или складе: бетонные стены, выставленные наружу
коммуникации, прожекторы освещения под потолком, а также металл, стекло и
табло с бегущей строкой на подступенниках лестницы. Еще большее
сходство с арт-галереей магазину придает расстановка и развеска товаров —
скорее как в музее, а не как в магазине — и яркая дизайнерская мебель
работы Владимира Кагана, Фабио Новембре, Наото Фукасавы.
Флагманский магазин MCQ
Лондон, Великобритания
Одна
из последних работ ушедшего прошлым летом британского дизайнера Дэвида
Коллинза — мастера современной роскоши, уравновешенной и экспансивной
одновременно. Концепцию магазинов линии McQ они выработали совместно с
преемницей Александра Маккуина Сарой Бертон. И построили ее на
контрастах. Бетону со следами опалубки противопоставлен роскошный
флок-бархат и пушистое покрытие цвета слоновой кости на полу. Напоказ
выставлены несущие стальные колонны с полированными заклепками из
нержавейки. Грубое дерево на полу, прокопченное и травленное известью,
соседствует с вручную вырезанными драгоценными деревянными деталями, а
часть стен покрыта японским лаком. И вся эта нарочитая брутальность в
будуаре дополнена футуристичными высокотехнологичными штуками вроде
зеркала, с которым можно пообщаться жестами и которое предложит
посетителю просмотреть и виртуально перемерить всю коллекцию,
сфотографировать себя в этой одежде, а потом поделиться фоткой с
друзьями через соцсети или по имейлу.
Концепт-стор HIT Gallery
Гонконг
У
сети из 50 итальянских мультибрендовых бутиков HIT Gallery (30 из них в
Азии) недавно появился новый креативный гений — миланский дизайнер
Фабио Новембре. Он прилежный выпускник итальянской
дизайнерско-архитектурной школы, но к классической традиции часто
относится без пиетета, и в первом бутике Hit Gallery это очень заметно.
На словах все традиционно: ясный симметричный план, анфилада из пяти
арок, один главный доминирующий цвет и классический черно-белый пол. На
деле пол не в привычную шахматную клетку, а с широкой «елочкой» из
черного и белого мрамора; арки, напоминающие о внутренних дворах и
площадях Италии XVI века, имеют другие пропорции, и их повторяемость в
маленьком пространстве дает какое-то нереальное ощущение. Цвет тоже
небанальный — трудноопределимый зелено-голубой. И наконец, в центре
пространства два больших стеллажа-бюста стоят лицом к лицу, как сфинксы,
замерев на полпути между научной фантастикой и археологией, и не очень,
кажется, хотят, чтобы секрет их происхождения был раскрыт.
Бутик винтажной одежды с баром Oldich Dress & Drink
Москва, Россия
Это
англофильское место. Не в смысле, что там вы найдете фотообои с
Биг-Беном и британский флаг у входа, а в том, что интерьер эксцентричен,
как это бывает только по ту сторону Ла-Манша. Хозяйка Маша Хейворт с
участием дизайнера Дэвида Картера сотворила в Oldich невиданный в Москве
винегрет из дорогого и дешевого, викторианства и contemporary art,
по-серьезному золоченных распятий и глупых мещанских канареек в клетке,
готически черных стен и китчевого декора в духе «миллиона алых роз», из
всякого старого и довольно облезлого хлама и настоящего антиквариата — и
все это густо приправлено британским юмором. В зале, например, чучело
зайца в трусах обнимается с манекеном. В туалете на обоях в стилистике
пасторальных сценок изображены сценки эротические. Лестница выкрашена в
глухой черный и оклеена старыми журнальными вырезками. В общем, заходишь
— и вспоминаются сразу и Портобелло-роуд, и Спитафилд-маркет, и
ресторан Les Trois Garcons. Если вам есть что вспомнить, конечно.
Бутик Chanel
на авеню Монтень, Париж, Франция
Гуру
в деле создания роскошных магазинов, куда посетители ходят как в музеи,
архитектор Питер Марино уже давно преображает бутики Chanel по всему
миру. На авеню Монтень он тоже устроил если не музей, то театр. В каждой
комнате — антиквариат и специально заказанные компанией Chanel предметы
современного искусства. Старинный каминный портал и кресла Людовика XVI
прекрасно уживаются с монументальной скульптурой из муранского стекла
Collier d’or blanc художника Жан-Мишеля Отониеля, поэтизирующей
легендарные жемчужные ожерелья Великой мадемуазель. Все очень
величественно и духозахватывающе: высокое двухсветное пространство в
центре, всюду люстры от Goossens из настоящего горного хрусталя и
вставки из горного хрусталя в стенах, бронзовая мебель и отделка дверей,
белый и черный мрамор, черный полированный гранит и длинноворсовые
ковры на полу. И позолота, позолота, позолота повсюду — на полках,
стенах, дверях, мебели, перилах. Даже в фирменный шанелевский твид
вплели золотую нитку. Чувствуешь себя скорее в опере, чем в бутике.