Шляпа... Это слово участвует во многих популярных фразах. Если вы услышите это слово, адресованное вам лично, то уже знаете, что вас обругали простофилей. "А еще в шляпе!" - это крылатая фраза выражает презрение к интеллигенту, которое было очень популярно в СССР, где гегемоном был пролетариат, а статус образованного и интеллигентного человека был непристижен, одним словом: "шляпа".
Словосочетание «дело в шляпе» относится к XVI веку и родилось в недрах юриспруденции. Во время суда на Руси в шапку клали восковые шарики, и тяжбу выигрывал тот, кто вытаскивал нужный шарик. Со временем оно стало синонимом успешного завершения дела, иногда с ироничным оттенком.
Шляпе придавали большое значение многие народы и в разные времена. Например, шляпой можно было определить свою близость к королю: если шляпу перед ним кто-либо не снимал, то мог лишиться головы под ней. Или, напротив, это характеризовало человека как доверенное лицо властителя. Среди модных и актуальных аксессуаров шляпа занимает очень высокое, главенствующее положение.
Это чрезвычайно важное дополнение гардероба практически ушло из нашей жизни. В России история шляпы насчитывает около 300 лет. Ее судьбу решали не только модистки, но и богема, церковь и главы государства.
Выбор шляпы, степень ее экстравагантности говорили об оригинальности вкуса, смелости и необычности человека, который ее носит, об его принадлежности к светскому обществу, кругу художественной богемы или же наоборот – к низшим, беднейшим сословиям. Наиболее ярко подобную зависимость можно проследить в Европе, а именно в Англии. Там шляпка для дамы значила все, дамы проводили часы в салонах модисток, а оригинальность шляпок, надетых для присутствия на скачках, говорило за свою хозяйку. Представительницам бедного класса было важно, чтобы головной убор был удобным и теплым в холодную погоду и закрывал от солнца в жаркую.
Мужское отношение к шляпе можно было бы назвать почитанием обычаев по отношению к этому головному убору.
Презрение у истинных джентльменов до сих пор вызывает убогий маленький котелок, хотя было время, когда он был безумно популярен. Кстати в Англии все еще считается, что полицейский не имеет права взимать штраф, если он одет не по форме, а именно на нем нет полицейского котелка. Уж не говоря о техасских ковбоях, для которых внешний вид шляпы означал статус ее носителя, и она была самым важным эелментом костюма. Шляпа очень-очень многое могла рассказать про своего хозяина, особенно тогда, когда была неотъемлемым предметом туалета.
После долгого периода забвения вновь возник интерес к шляпе. Это теперь не только примета буржуазного быта, она становится предметом туалета женщин и мужчин с разным достатком и статусом. Главное, подобрать ее под костюм, пальто или летнее платье.
А чтобы не запутаться в их ранообразии, к вашему вниманию маленький словарик с названиями этого головного убора:
Болеро – маленькая, круглая шляпка с загнутыми вверх полями.
Борсалино - шляпа – названная по имени миланского шляпника Джованни Борсалино, элегантная мужская шляпа из мягкого фетра;популярна среди женщин; модный головной убор вплоть до 30-х годов;
Калабрийская шляпа – изначально фетровая шляпа с широкими полями и достаточно остроконечной тульей; сегодня также и соломенная шляпа с такими же контурами; название происходит от названия полуострова и области в Италии.
Колесо шляпа (от Wagenrad) – дамская шляпа с плоской тульей и очень широкими круглыми полями, была в моде около 1910 года, а также и в 50-е.
Слауч шляпа (Slouch Hat) - фетровая шляпа с небольшими мягкими опущенными полями; в 30-е годы носила Грета Гарбо, в 70-е снова возвращается в моду, в начале 90-х принадлежность стиля хип-хоп, в бархатном варианте – элемент эксцентричных, вычурных нарядов.
Таблетка шляпка – закрепляемая на волосах маленькая шляпка без полей круглой или овальной формы; в 30-е годы была создана специально для Греты Гарбо; в 60-е очень популярна благодаря Жаклин Кеннеди.
Ток (Toque) – жесткая, обыкновенно плоская шлянка без полей, часто красиво отделанная перьями, нитками жемчуга или вуалью.
Федора шляпа (Fedora) – фетровая шляпа, названная по одновременная пьеса Викторьена Сарду, поставленной в 1882-м году.